Давеча в очередной раз посетили Пушкинский музей и Эрмитаж. Едва ли найдется человек, который не побывал в этих совершенно непохожих друг на друга храмах искусства. Они различны, как различны меж собою бренная земля и небесная твердь, как Солнце и прекрасная Селена... Вместе с тем их тождество неоспоримо: они гармоничны, как гармоничны агапэ и эрос; они конгениальны, как конгениальны великие Сапфо и Алкей. Главное же их сходство заключается в их значении для человека как для существа социального. Они помогают ему вырваться из мрака невежества, освободиться от вторичности сознания, и приобщиться к нетленным истинам.
К ним приобщились и мы. Наибольшее впечатление на нас произвела фламандская и голландская живопись, которая всегда отличалась своим новаторством и неповторимостью эстетического взгляда на обыденные вещи. Наглядным примером являются натюрморты таких мастеров нидерландской живописи, как Леонард Брамер, Виллем Геда, Питер ван Стенвейк и других. Отсутствие идеализации в их работах никогда не отрицает поэтичности взгляда. Особенно завораживают монохромные "Завтраки" и натюрморты "Суета сует" Питера Класа. Кодовый язык компонентов композиций его натюрмортов позволяет считывать морализаторские сентенции.